Глагол "инженер"
Thursday, January 26th, 2012 04:15 pm

О Житинском. В его "Глагол инженер" и другие относительно ранние рассказы я влюбился сразу. Могло ли быть иначе? Мы, студенты, зачитывались технократичным и юмористичным фикшеном, в персонажах которого узнавали себя нынешних или хотя бы будущих, который дышал поразительной внутренней свободой по сравнению с... В этом смысле с Житинским могли сравниться разве что Стругацкие. Повести тоже пошли на ура. И хотя более поздний и более толстый жанр уже не воспринимался столь восторженно, но ведь и читатель вырос из возраста бурного восторгания.
И тут Александр Николаевич повернулся новой гранью. Его "рок-дилетантская" деятельность обернулась очередным взрывом. Фактически он прорубил окно из рок-андеграунда в мир культурной публичности. Да, времена были переломные, но именно такими усилиями они и переламывались. Русский рок вообще и отдельные его представителя в частности - в неоплатном долгу перед этим маститым лириком-физиком. Его маститость не стала препятствием к восприятию новых форм, как у большинства собратьев по перу.
Про "Геликон-Плюс". Издательство, организованное Житинским, тоже было необычным. Конечно, многие писатели пытаются заниматься издательской деятельностью, да вот не у многих получается. Не хватает деловой жилки. А.Н. умудрялся конгениально сочетать коммерческую успешность с качественным контентом и новыми технологиями.
Собственно, деловитость всегда была отличительной чертой Александра Николаевича. Не так много у нас хороших гуманитарных администраторов. На этой стезе наши дорожки пересеклись уже очно. Удивительные испытываешь ощущения, когда вчерашний заоблачный кумир становится деловым партнёром (к слову, безумно был поражён устройством его домашнего рабочего стола). А где бизнес, там и деловые конфликты. Это нормально. Но и в новой (интернетной) области Житинский не оплошал. Конечно, ледоколом его не назовёшь, и всё-таки он был одним из пионеров литературного рунета.
Последний подарок Житинского всем нам (и лично мне) - принятие на себя директорства в Центре Современной Литературы и Книги.... Этот чуть ли не главный писательский клуб в Питере запросто мог погибнуть, но Александр Николаевич подхватил выпавшее из рук Каралиса знамя и возродил родной "суслик" к жизни. Не преминув вдохнуть в него новые идеи. Что-то будет теперь...
На посошок - немного живого Житинского...