Белая Русь & Moskowitisches Reich
Tuesday, July 24th, 2012 08:04 pm
Ю.Борисенок: Т.е. вот, на волне вот этих изменений сформировался своеобразный географический регион: четыре губернии – Минская, Могилевская и Смоленская. Т.е. они ее рассматривают в отдельном толстом томе, как экономический, хозяйственный, физико-географический, этнографический регион. Это было очень выгодно, в общем-то, Российской империи, потому что это регион, по сути своей, православный. Католический польский элемент там минимален. И вот, его, в общем-то, хотели доводить уже до уровня русского православного. Естественно, в рамках теории триединой нации – великие, малые, белые. Но перспективы, вот, собственно, белорусов к концу XIX века были крайне сомнительны. Потому что, с одной стороны, те самые белорусы-католики, они должны были неуклонно стать поляками – они себя и считали поляками, хотя говорили по-белорусски. Когда к ним обращался «черносотенный академик» Карский, они говорили: «Ну, мы панскую мову еще не выучили».
С.Бунтман: (смеется)
Ю.Борисенок: А, соответственно, существование белорусов в этой православной части, в этих четырех губерниях, сдерживало одно – отсутствие значительного количество хороших школ. Ведь земства в Витебской и Могилевской губерниях появились только в 1911 году, при Петре нашем Аркадьевиче Столыпине. В Смоленской области они были, поэтому процессы естественной русификации там и шли достаточно интересными темпами.
С.Бунтман: Так.
Ю.Борисенок: Потому что там, по статистике, этих белорусов… если в 60-х годах их находили на западных окраинах Вяземского уезда, то где-нибудь уже к началу XIX века их находили где-нибудь восточнее Смоленска, около Дорогобужа, по той самой границе академика Карского. Поэтому, вот, ситуация достаточно стремительно складывалась. И если бы, вот, успехи императорского правительства по созданию значительного количества школ увенчались успехом, то никаких белорусов уже где-нибудь в 20-м году у нас бы и не было.
<...>