Про жену Ричарда Скиллера...
Monday, July 30th, 2012 04:17 pm
"Нижеследующее решение принимается мной со всей законной силой и поддержкой подписанного завещания: я желаю, чтобы эти записки были опубликованы только после смерти Лолиты." Эти полные сдержанного благородства слова (скупая мужская бороздит небритую щёку) - из предпоследнего абзаца романа.
Чёрт меня дёрнул вернуться к началу романа и перечитать предисловие, каковое было, несомненно, написано после остального текста. А там: "Жена Ричарда Скиллера умерла от родов, разрешившись мертвой девочкой, 25-го декабря 1952 г."
Читающему с начала невдомёк - кто такая "жена Ричарда Скиллера" (род камуфляжа), а дочитавший до конца уже не помнит, что там за череда фамилий мелькала в предисловии (вся цель этой череды - замылить одну главную фамилию). А ведь это она и есть - Лолита.
Итак, автор умертвил Лолиту №1 (Шарлотту Гейз, мать Лолиты), Лолиту №2 (собственно) и Лолиту №3 (на всякий случай). Короче, все матрёшки умерли. Но дело тут не в дурном подражании Шекспиру, а в дате.
Сравним её с другой датой из того же предисловия: "Гумберт Гумберт умер в тюрьме от закупорки сердечной аорты, 16-го ноября 1952 г. за несколько дней до начала судебного разбирательства".
Себе - пардон, Гумберту Гумберту - Набоков выбрал смерть полегче (и даже от суда освободил), но это мелочи, хотя и характерные. Главное в другом. Несмотря на уверения, что "...Долли Скиллер, вероятно, переживет меня на много лет..." он дал ей всего полтора месяца, попутно наплевав на достижения американской медицины.
Вот теперь можно с условно чистой совестью публиковаться. И побежал вприпрыжку в направлении кассы...