Самовары навсегда останутся русскими...
Monday, January 14th, 2013 04:52 pm
Незадолго до мировой войны появился у Ермака потомок — «Царь Михаил Федорович». Как и подобает, этот царь после революции, конечно, тоже свергнут, и называется как-то иначе — не помню как, но хорошо помню самый ледокол: через мои руки проходили его проекты. Поставщиками этого царя (как и многих других наших царей) были немцы: ледокол этот был построен на верфи «Вулкан» в Штетине.
Затем во время войны — сразу целый выводок ледоколов: «Святой Александр Невский» — после революции превратившийся в «Ленина», «Красин» — до революции «Святогор», два близнеца — «Минин» и «Пожарский» (не помню их новых имен), «Илья Муромец» и штук пять маленьких ледоколов. Все эти ледоколы были построены в Англии, в Нью-Кастле, и в каждом из них есть следы моей работы. Особенно в «Александре Невском» — он же «Ленин»: для него я делал аванпроект, и дальше ни один чертёж этого корабля не попадал в мастерскую, пока не был проверен и подписан: "Chief surveyor of Russian Icebreakers' Building E. Zamiatin".
Часто, когда я вечером возвращался с завода на своём маленьком Рено, меня встречал тёмный, ослепший, потушивший все огни город: это значило, что уже где-то близко немецкие цепелины и скоро загрохают вниз их бомбы. Ночью, дома, я слушал то далёкие, то близкие взрывы этих бомб, проверяя чертежи «Ленина», и писал свой роман об англичанах — «Островитяне».
Но, всё-таки, — что же это? Оказывается, все «русские» ледоколы импортированы в Россию из-за границы? Да, но при ближайшем рассмотрении многое, что кажется сейчас специфически российским, оказывается импортным материалом. Даже самовары, которые — как теперь установлено — были в ходу у китайцев еще тысячи за две лет до Рождества Христова. Но фактам — грош цена: самовары навсегда останутся русскими...
(Е.Замятин, «О моих жёнах, о ледоколах и о России», 1932)